Как правильно протачивать тормозные диски
Тормозные диски подвергаются проточке для выравнивания их поверхности, что критически важно для обеспечения полного соприкосновения с новыми тормозными колодками.
Вот в каких случаях это особенно актуально:
- Если рабочая поверхность диска покрыта ржавчиной
- Сильная коррозия может привести к тому, что диск станет абразивным и будет изнашивать колодки быстрее обычного, требуя их скорой замены.
- Если поверхность имеет неравномерный износ – это может быть признаком неисправности тормозной системы, например заедания направляющей или неправильной установки колодки.
- Грязь, песок и мелкие камни могут попадать между колодками и диском, вызывая царапины на его поверхности. Это препятствует плотному прилеганию новых колодок и уменьшает эффективность торможения.
- Когда руль начинает вибрировать или передает удары на руки во время торможения. Такие изменения формы часто происходят вследствие острого перепада температур.
Рассмотрим варианты экономии на тормозных дисках, приведя пример. Приобретение пары качественных неоригинальных дисков для передней оси Audi Q7 в осенний период 2022 года обойдется приблизительно в 50 тысяч рублей, тогда как недорогие китайские альтернативы стоят около 8-10 тысяч рублей. Процесс переточки оригинальных дисков на качественном станке обходится в 3000 рублей за пару. Кроме этого, следует учесть расходы на комплект тормозных колодок, которые составляют около 13 тысяч рублей, а также на работу по обслуживанию. Независимо от ситуации потребуется забота о суппортах и замена колодок. Если диски будут новые, то к итоговой цене добавится ещё и стоимость их установки.
Тормозные диски бюджетного класса зачастую изготавливают из менее прочного материала, что может привести к их износу уже после использования первого комплекта колодок или даже раньше. В этом случае потребуется покупка новых дисков при последующем обслуживании.
Что важно знать, перед тем как протачивать диски
После того как диск будет обработан, он должен находиться в пределах установленных норм — не быть не тоньше, чем это разрешено указаниями изготовителя.
Обычно на тормозном диске присутствует указание его минимальной разрешенной толщины в миллиметрах. Однако определить её на старом диске может быть затруднительно из-за коррозии, поэтому профессионалы в автосервисах используют для этого техническую документацию. Для измерения толщины применяют штангенциркуль, при этом крайне важно проводить замеры не по краю диска, где часто образуется выступ (буртик), а по его рабочей поверхности — месту контакта с колодками.
Средний предел износа для тормозного диска составляет 3—4 мм, что равняется приблизительно 1,5—2 мм на каждую сторону. Превышение этих значений делает переточку небезопасной. Например, если первоначальная толщина диска составляла 26 мм, то считается критическим уменьшение до 23 мм.
Изношенный диск хуже справляется с нагрузками и может быстро перегреваться или даже лопнуть при интенсивном использовании.
Проточка является только временным решением и ускоряет необходимость полной замены диска. После такой операции он становится тоньше минимум на 0,2—0,5 мм. Проточить диск и пользоваться им как новым не получится.
Проточка не гарантирует устранение проблемы, поэтому критически важно подходить к этому процессу с пониманием потенциальных рисков и быть морально готовым к возможности отсутствия каких-либо изменений.
Настал момент для замены тормозных колодок. Новые или обработанные диски не подойдут для использования со старыми колодками — даже если их износ минимален. Из-за неровности поверхности таких колодок, она может передать свой неправильный рельеф на диск.
Необходимо произвести расточку обоих дисков на одной оси, даже если видимые повреждения зафиксированы только на одном из них. В результате оба диска должны иметь одинаковую толщину. Это условие критично для того, чтобы система торможения могла равномерно распределять напор тормозной жидкости. Обработка только одного из дисков может привести к более эффективному торможению одного колеса по сравнению с другим, что в свою очередь может вызвать занос автомобиля.
Когда нет смысла протачивать тормозные диски
- Диск изношен до минимума, установленного производителем, или скоро может достигнуть этой стадии.
- Диск перегрелся. Тормозные диски могут легко выдержать температуру до +300 °C, однако в определенных ситуациях она может превышаться. Это случается при чрезмерно интенсивном торможении, например, на длительных спусках или в случаях необходимости экстренного замедления. В результате материал диска подвергается закалке и изменяется его фрикционная характеристика, что делает тормозную педаль мягкой.
- На поверхности диска появляются синие пятна или зоны со стекловидным блеском. Такие диски требуют немедленной замены.
- Иногда причиной является конструкция самого автомобиля. Например, рамные внедорожники проектируют таким образом, чтобы на них можно было установить шины с высоким профилем для большего комфорта и проходимости. Но зачастую для таких колес предусмотрена относительно маленькая тормозная система, которая используется как для базовых версий авто с менее мощными двигателями, так и для версий с более мощным V8 агрегатом под капотом. В последнем случае очень легко вызвать перегрев тормозных дисков. Любителям более активной езды придется рассмотреть возможность установки более эффективной тормозной системы.
- Глубокие канавки — результат попадания крупного камня или инородного абразивного элемента в колодку. После проточки такого диска он может оказаться чересчур тонким для безопасной эксплуатации.
- Иногда нечестные продавцы автомобилей умышленно перетачивают тормозные диски до размеров, превышающих разрешенные пределы, перед их продажей. На первый взгляд диск может казаться новым — без специализированного оборудования его износ уже не установить. Однако такие диски скоро потребуют замены, что повлечет за собой необходимость приобретения нового комплекта.
Проточка тормозных дисков на ступице
Можно осуществлять проточку тормозных дисков, используя либо токарный станок, либо специализированное устройство без снятия их с автомобиля. Считается, что последний метод более предпочтителен, поскольку диск останется идеально выровненным по отношению к оси вращения, не потребуется его дополнительная регулировка, как в случае использования токарного станка.
Перед началом процедуры токарной обработки тормозных дисков на ступице, специалист должен выполнить следующие шаги:
- Демонтировать колесные диски и отключить тормозные суппорта, затем измерить текущую толщину тормозного диска, определить предполагаемую толщину после обработки и сравнить эти данные с нормативными параметрами.
- Осмотреть подшипник ступицы на предмет люфта или других неисправностей. В случае обнаружения неисправностей в подшипнике рекомендуется его замена перед проточкой, так как поврежденный подшипник может препятствовать равномерному удалению слоя металла. Если ступица конструктивно не разборная, то потребуется замена в сборе.
- Провести очистку дисков от загрязнений и коррозии для предотвращения погрешности при измерениях и оценке состояния металла.
- Используя индикатор часового типа и соответствующий кронштейн для фиксации на элементах подвески, проверить биение обоих дисков относительно оси. При выявлении биения свыше 0,05 мкм потребуется устранение данного недостатка путем расточки или полной замены элемента.
- Разместить специализированный станок в положении крепления суппортов для проведения расточки. Тормозной диск будет вращаться за счет электрического двигателя установки, а инструменты одновременно будут обрабатывать поверхность с двух сторон.
- Сначала выполните первый проход без удаления металлической стружки – это позволит скорректировать параметры станка и проверить биение при помощи встроенного гироскопа.
Во время работы станок самостоятельно устанавливает необходимое расположение инструментов для резки. - Начать обработку всей поверхности диска. Вероятно, понадобится выполнить это в несколько этапов.
Эти шаги являются необходимой подготовкой к точной проточке тормозных дисков и помогут избежать возможных ошибок в процессе работы.
Проточка тормозных дисков на токарном станке
Найти квалифицированного эксперта для работы по проточке тормозных дисков крайне важно. Не каждый токарь согласится на такую задачу, где требуется точность до сотых долей миллиметра.
После неаккуратной обработки может возникнуть биение, иногда наблюдаемое даже на изначально ровном диске, который хотели лишь очистить от ржавчины.
Чем выше скорость работы станка и ниже пределы для биения, тем выше будет качество финишной обработки. Допустимый уровень биения для разных станков различается и чаще всего составляет сотые миллиметра. Станок с не откалиброванными параметрами и ошибкой в десятые миллиметра может испортить абсолютно новый тормозной диск.
Вот основные шаги по правильной проточке тормозного диска на станке:
- Если проблема не связана с ржавчиной или царапинами и нужно устранить биение, то первостепенная задача — проверить не ступичное соединение является ли проблемой.
- Перед помещением диска на станок следует удалить любую коррозийную поверхность или шероховатости с области контакта со станком, чтобы это не повредило точность обработки.
- Диск должен быть выставлен строго перпендикулярно относительно поверхности прилегания к ступичному элементу. В этом может потребоваться использование специального приспособления — оправки под размеры колесной ступичной части.
- Начать следует с удаления буртиков, после чего переходят к шлифовке самого диска. Может потребоваться неоднократное выполнение этого процесса для достижения абсолютно гладкой поверхности.
- Важно точить диск одновременно с двух сторон. Если обработать его только с одной стороны, а затем переустановить и точить с противоположной, это может привести к тому, что плоскости окажутся не выровнеными, и диск будет иметь биение.
Важное о тормозных дисках
- Тормозные диски подлежат регулярной замене, так как являются изнашиваемой частью.
- Для устранения мелких биений, глубоких царапин или коррозии и повышения эффективности торможения применяют проточку тормозных дисков. Однако это лишь временное решение и лучше всего заменить изношенные диски на новые.
- Протачивать крайне изношенные диски недопустимо.
- Без специализированного оборудования качественно выполнить проточку самостоятельно не получится.
- Перед тем как приступить к работе без снятия диска, следует проверить состояние ступичного подшипника.
- Также перед началом процедуры нужно очистить поверхность от коррозии; если она сильно углубилась в материал, то протачивание будет бесполезным.
- Результаты проточки на станке зависят от опыта токаря и точности закрепления диска в устройстве.
- После окончания процесса необходимо заменить тормозные колодки на новые.